ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Приходите в кабинет немного раньше начала занятия, убедитесь, всё ли готово к занятию: хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать студентам красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Тщательно готовьтесь к урокам. Обязательно пользуйтесь поурочным планом и придерживайтесь всех его пунктов. Возьмите себе за правило - наличие поурочного плана является для вас допуском на урок.
3. Идя на урок, вы должны досконально знать, для чего вы сюда пришли, что будете делать, будет ли это эффективно.
4. Не тратьте время на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.
5. Начинайте занятие энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает обучающихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите занятие так, чтобы каждый студент постоянно был занят делом. Помните! Паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
6. Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на занятии посторонними делами.
8. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите студенту, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
9. Заканчивайте занятие общей оценкой класса и отдельных студентов. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
10. Прекращайте занятие со звонком.
11. Удерживайтесь от излишних замечаний.
12. При недисциплинированности обучающихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к группе.
ЗАПОВЕДИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
2. Будь приветливым – и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого ученика.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
1. Особенности работы классного руководителя со студентами
Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в колледже, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:
- отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах);
- небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;
- недостаточным социальным опытом и др.
Цель классного руководителя – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в колледже.
Для ведения успешной работы со студентами классный руководитель должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Классный руководитель должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
Беседа может состоять из нескольких этапов:
1. Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.
2. В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в колледже, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).
3. Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в колледже, с правами, предусмотренными Конституцией РФ, о кружках и секциях, функционирующих в учебном заведении.
4. По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, психологу и т.п.).
При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться классный руководитель учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.
Поэтому:
· осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;
· не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.
2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности
С момента поступления в колледж со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача классного руководителя, педагога-психолога, воспитателя общежития, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в колледже и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.
Классный руководитель осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем – проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.
При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.
Классному руководителю необходимо также координировать свою работу с воспитателем общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.
В общежитии классный руководитель:
Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.
3. Технологии разрешения классным руководителем проблем, возникающих в учебной группе
|
Алгоритм действий |
Совместная работа |
Низкая успеваемость по одному из предметов |
- Выяснение причины неуспеваемости; |
- Беседа с преподавателем; - Информирование зав. отделением. |
Низкая посещаемость занятий |
-Выяснение причины многочисленных пропусков; |
- Беседа со старостой группы;
|
Низкая академическая успеваемость по всем предметам |
- Выяснение причины неуспеваемости; |
- Беседа со студентом; |
Конфликт в учебной группе (ситуативного характера) |
- Беседа со сторонами – |
- Консультация у педагога-психолога; |
Систематические конфликты в учебной группе |
- Сбор информации о конфликте; |
- Беседа со старостой; |
У студента - проблемы (конфликт) в общежитии |
- Посещение общежития; |
-Беседа с воспитателем общежития; |
Совершение правонарушения студентом |
- Сбор информации; |
- Беседа со студентом; -Постановка на внутренний учет с целью предотвращения повторных правонарушений. |
1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости в доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.
Пример. Считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?
«Ты должен слушать преподавателя, потому что он умней» - противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».
2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не сразу, сначала необходимо добиться согласия на каждом этапе.
Пример. Считаешь ли ты, что занятие должно содействовать повышению уровня знаний у обучающихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные - зрение и слух - при условии определенной концентрации внимания»). Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» студента, успешно воспринимающего информацию?
3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего.
Пример. Давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения. Да, пропадает возможность продемонстрировать друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями. Теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одногруппники будут относиться к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.
4. Метод «Да, но…» используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашается с собеседником, а после некоторой паузы приводит доказательства недостатков его подхода.
Пример. Можно согласиться с тем, что стертые преподавателем из рабочего компьютера файлы представляли для тебя ценность, и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы преподаватель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?
5. Метод бумерангов: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону. Метод часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.
Пример. Согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. - Да, но это потому, что вы были ко мне необъективны. - Нет, я отношусь к тебе как ко всем. — Но вы потеряли мою тетрадь. - Но я дала тебе листок. И т.д.
Убеждение будет эффективно, если:
- осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;
- когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждающего;
- когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;
- когда отсутствуют длинные назидательные (менторские) сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;
- когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;
- когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.
25 способов построить крепкую дружбу:
1. Выбирайте друзей мудро. Вы не должны дружить со всеми. Выбирайте друзей, с которыми вам комфортно, которые помогают вам развиваться, которые вдохновляют вас и относятся к вам уважительно.
2. Слушайте. Внимательно слушайте то, что вам говорит другой человек. Дайте ему понять, что вы услышали его. Задавайте вопросы, уточняйте детали.
3. Отвечайте, подумав. Думайте прежде, чем говорить - особенно, если вы сердиты.
4. Давайте советы, но не вмешивайтесь. Если ваш друг просит у вас совета, дайте. Но и дайте ему возможность самому принимать решения.
5. Будьте честны. Не пытайтесь лгать друзьям. Все тайное становится явным.
6. Будьте искренни. Никогда не притворяйтесь кем-то другим, чтобы понравиться. Будьте собой.
7. Общайтесь открыто и честно. В отношениях очень важно доверие. Предлагайте свою помощь, и не бойтесь попросить поддержку, когда сами будете в ней нуждаться. Решайте ваши проблемы вместе.
8. Принимайте ваших друзей такими, какие они есть. Вы наверняка ищете друзей, которые смогут принять вас. Помните, что и они ищут того же. Цените тех людей, которые любят вас настоящих.
9. Уважайте их выбор. Это не значит, что вы должны соглашаться с каждым словом вашего друга. Помните, что у каждого из вас своя жизнь и то, что будет правильным для вас, может быть неправильным для вашего друга.
10. Будьте таким другом, какими вы хотите видеть собственных друзей. Будьте честным, добрым, сострадательным, справедливым, искренним.
11. Будьте чуткими. Попытайтесь взглянуть на вещи с точки зрения вашего друга.
12. Хвалите. Проявляйте любовь к вашим друзьям, делайте им комплименты, хвалите за успехи.
13. Выражайте благодарность. Дайте вашим друзьям понять, что вы цените вашу дружбу.
14. Умейте признать вину и извиниться. Когда вы делаете что-то не так, признайте это.
15. Умейте прощать. Ваш друг причинил вам боль? Вы разговаривали об этом? Вы получили извинения? Простите его и идите дальше.
16. Уделяйте время своим друзьям. Проводите больше времени со своими друзьями. Покажите вашим друзьям, что вы скучаете и хотите быть рядом.
17. Держите свои обещания. Если вы знаете, что вы не можете выполнить что-то, не стоит обещать этого. А если уж вы что-то обещали, вы должны сделать все, чтобы выполнить это обещание.
18. Делайте то, что нравится, вместе. Посмотрите вместе игру любимой команды или пройдитесь по книжным магазинам.
19. Попробуйте новое вместе. Какие новые события вы можете разделить со своим другом? Сходите в недавно открывшееся кафе или покатайтесь на коньках, если вы никогда не делали этого раньше.
20. Весело проведите время вместе. В дружбе, как в любых других отношениях, иногда случается застой. Встряхнитесь. Сделайте что-нибудь веселое, новое, приятное вам обоим.
21. Ищите баланс в дружбе. Нельзя входить в отношения с эгоистичными побуждениями и постоянно лишь забирать, ничего не отдавая в ответ. Помогайте вашим друзьям, будьте им верны, поддерживайте их.
22. Возьмите равную ответственность за дружбу. Если в отношениях появилась проблема, подумайте вместе, как ее устранить.
23. Будьте основным болельщиком. Умейте подбодрить своего друга.
24. Держите личную информацию конфиденциальной. Если друг открывает вам тайну, это значит, что он доверяет вам и полагает что она останется между вами. Не предавайте вашего друга.
25. Если нужно - отпустите. Дружба растет и меняется. Иногда она заканчивается. Если вы чувствуете, что у вас уже нет общих интересов, отпустите эти отношения, не пытайтесь держаться за то, чего уже нет.