Информация к размышлению
для педагогов
Рекомендации классному руководителю (куратору)
по работе с «трудными» подростками
· Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
· В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой - мы тоже имеем право менять взгляды, кое в чем можем и уступить.
· Действовать только тактическим маневром и никогда - прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
· Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
· Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
· Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
· Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
· Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
· Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
· В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал «Я».
Памятка классному руководителю (куратору)
по работе с «трудными» обучающимися
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
· Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
· Первое знакомство с подростком - это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
· В беседе с преподавателем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
· Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
· педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника;
· начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться;
· наличие сплоченного жизнерадостного коллектива группы;
· авторитет преподавателя в глазах подростка;
· высокая педагогическая культура воспитания.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:
· Беседу нужно начинать с дружеского тона.
· При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
· В процессе общения проявляйте к нему искренний интерес.
· Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
· Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
· В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
· Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
· Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
· Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения:
1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда.
2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания - «непуганые дети». Недостатки обучающихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
5. Надо верить в подростка. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить недоверием.
6. Индивидуальный подход к трудному ученику.
Рекомендации по общению с подростками:
1. Уметь выслушивать подростка.
2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.
3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
5. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
6. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
7. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
8. Формировать нормативность поведения через пример отношений.
9. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность обучающихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
10. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
11. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
12. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Рекомендации для родителей и педагогов
для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков
Группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, установлению душевного контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного обучающегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел подросток, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: чтобы ни случилось, не лишайте подростка заслуженной похвалы и награды;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние подростка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.
4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
5) обходное движение - защита обучающегося от обвинения коллектива. У обучающегося возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.
6) Прощение. Умение прощать - необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты.
7) проявление огорчения.
8) проявление умений преподавателя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у обучающегося правильного поведения:
· Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.
· Доверие.
· Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
· Вовлеченность в интересную деятельность.
· Пробуждение гуманных чувств.
· Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов обучающегося:
1. Опосредование. Педагог достигает желаемых изменений в поведении обучающегося не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок обучающегося, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с подростком не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение.
3. Активизация сокровенных чувств обучающегося. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы:
1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает обучающемуся, что его поступок педагогу известен.
2. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
3. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для подростка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
4. Приказание.
5. Предупреждение.
6. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
7. Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы:
1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с обучающимися, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного подростка. Тончайшим инструментом воздействия является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного подростка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех.
Типичные способы воздействия |
Негативный результат воздействия на развитие личности |
приказы, команды, угрозы, распоряжения |
§ данные способы воздействия подавляют чувство собственного достоинства и инициативность; § демонстрируют недоверие и неприятие личности; § вызывают чувства гнева, страха и покорности; § провоцируют выражение враждебности и сопротивления, пассивности и равнодушия |
морализирование, наставления, проповеди, поучения |
§ подобные сообщения опираются на власть внешнего авторитета и долга, игнорируя личность и ее потребности; § актуализируют чувство вины и неуверенности; § провоцируют закрепление комплекса неполноценности и личной некомпетентности; § обесценивают факты и идеалы, если преподносят информацию очень навязчиво |
советы, предложения, готовые варианты поведения |
§ данные высказывания демонстрируют недоверие к умению самостоятельно решать проблемы; § провоцируют формирование инфантильности, безынициативности и несамостоятельности в реализации собственных решений и идей; § вызывают ощущение непонимания личности |
критика, сравнения, оценивание, осуждение, ругань |
§ подобные высказывания способствуют формированию заниженной самооценки и комплексов неполноценности; § провоцируют чувство злобы, ненависти, страха, ощущение собственной неадекватности |
поощрение, публичное одобрение, положительное переоценивание |
§ наряду с функциями поддержки в решении проблем, такие действия несут тенденцию инфантилизма личности; § вырабатывается зависимость от положительного мнения окружающих; § похвала часто воспринимается, как попытка манипулировать, вызывает чувство дискомфорта у того, кого хвалят; формирует чувство неполноценности у тех, кто находится рядом и не соответствует данным стандартам |
Рекомендации по повышению учебной мотивации:
§ воспитанию положительной мотивации учения способствует общая позитивная атмосфера в группе;
§ способствуйте участию студента в коллективных формах организации разных видов деятельности;
§ выстраивайте отношения с учащимися на уровне сотрудничества, помогайте ему не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов;
§ привлекайте студентов к оценочной деятельности и формируйте у них адекватную самооценку;
§ кроме того, формированию высокой мотивации способствуют:
- занимательное изложение;
- необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление учащихся;
- эмоциональность речи педагога;
- ситуация спора и дискуссии;
- анализ жизненных ситуаций;
- умелое применение учителем методов поощрения и порицания.
Главная задача педагога направлена на упрочнение и развитие мотивационной сферы:
§ актуализируйте уже сложившиеся у учащегося ранее мотивационные установки, не разрушайте их, а укрепляйте и поддерживайте;
§ создавайте условия для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появления у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
§ корректируйте дефектные мотивационные установки изменением внутреннего отношения студента, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Также важную роль играет то, какими личностными качествами обладает педагог и насколько он сам заинтересован в своем предмете. Как сказал Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».
Рекомендации по оптимизации общения с детьми:
§ Никогда не ругайте учащегося обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета.
§ Прежде чем ругать студента за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
§ Объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
§ Если у вас трудности общения со студентом, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете. Он не плохой, а просто другой.
§ Показывайте учащемуся искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи выбирайте доверительный стиль общения.
Эффективные приемы педагогического воздействия в работе с учащимися:
§ Созидающие приемы:
- проявление доброты, заботы, внимания;
- просьба;
- поощрение;
- одобрение, похвала;
- доверие;
- выражение положительного отношения;
- прощение;
- проявление огорчения;
- поручительство.
§ Приемы, способствующие повышению успеваемости:
- организация успеха в учебе;
- ожидание лучших результатов.
§ Приемы, способствующие накоплению опыта правильного поведения:
- убеждение;
- доверие;
- моральная поддержка;
- вовлечение в интересную деятельность;
- пробуждение гуманных чувств.
Тормозящие приемы:
- констатация поступка;
- осуждение;
- наказание;
- приказание;
- предупреждение;
- возбуждение тревоги о предстоящем наказании;
- проявление возмущения;
- выявление виновного.
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ