Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Страница психолога для родителей

Информация к размышлению

для родителей

Типичные способы воздействия

Негативный результат воздействия

на развитие личности

приказы,

команды,

угрозы,

распоряжения

 данные способы воздействия подавляют чувство собственного достоинства и инициативность;

 демонстрируют недоверие и неприятие личности;

 вызывают чувства гнева, страха и покорности;

 провоцируют выражение враждебности и сопротивления, пассивности и равнодушия

морализирование,

наставления,

проповеди,

поучения

 подобные сообщения опираются на власть внешнего авторитета и долга, игнорируя личность и ее потребности;

 актуализируют чувство вины и неуверенности;

 провоцируют закрепление комплекса неполноценности и личной некомпетентности;

 обесценивают факты и идеалы, если преподносят информацию очень навязчиво

советы,

предложения,

готовые варианты

поведения

 данные высказывания демонстрируют недоверие к умению самостоятельно решать проблемы;

 провоцируют формирование инфантильности, безынициативности и несамостоятельности в реализации собственных решений и идей;

 вызывают ощущение непонимания личности

критика,

сравнения,

оценивание,

осуждение,

ругань

 подобные высказывания способствуют формированию заниженной самооценки и комплексов неполноценности;

 провоцируют чувство злобы, ненависти, страха, ощущение собственной неадекватности

поощрение,

публичное одобрение,

положительное

переоценивание

 наряду с функциями поддержки в решении проблем, такие действия несут тенденцию инфантилизма личности;

 вырабатывается зависимость от положительного мнения окружающих;

 похвала часто воспринимается, как попытка манипулировать, вызывает чувство дискомфорта у того, кого хвалят; формирует чувство неполноценности у тех, кто находится рядом и не соответствует данным стандартам

Ребенок – родителю:

- Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.

- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших «побед».

- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

- Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.

- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.

- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком большое внимание.

- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.

- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью…

Несколько правил, которые помогут уберечь ребенка

от наркотиков:

- Устанавливайте с вашим ребенком тесный эмоциональный контакт. Не прячьте вашу любовь глубоко внутри, проявляйте свою симпатию.

- Следите за тем кругом общения, в котором находится ваш ребенок. При необходимости ограничивайте его контакты с подозрительными субъектами.

- Не бравируйте выпивкой и другими вредными привычками на глазах у ребенка. Показывайте ему пример собственной силы воли и умения себя сдержать.

- Научитесь слушать своего ребенка. Все, что он вам говорит, внимательно проводите через сознание, показывая ему последующим частичным пересказом, что вы его действительно с любопытством слушали. Не перебивайте, но между делом или после разговора задавайте наводящие вопросы, комментируйте его рассказ.

- Показывайте своим примером бережное отношение к здоровью, не проявляйте вредные привычки.

- Любите и уважайте вашего ребенка. Позволяйте ему проявлять свои чувства. Не прерывайте его искренних, пусть даже бурных реакций.

- Старайтесь, чтобы у вашего ребенка не было причин для скуки и тоски. Если он сам не в силах найти для себя предмет увлечения, постарайтесь поискать что-нибудь совместными усилиями.

- Больше проводите с ним времени.

- Постарайтесь научить ребенка тому, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться, то есть воспитывайте его сдержанность, терпение и силу воли.

- Проводите беседы о вреде наркотиков и алкоголя. Создавайте теоретическую базу противостояния «зелью». При этом подтверждайте теорию практикой – сами не злоупотребляйте алкоголем.

- Повышайте самооценку ребенка. Воспитывайте в нем осознание собственной индивидуальности, неповторимости и уникальности, чтобы он умел быть твердым и непокладистым в нужных ситуациях.

- Приобщайте ребенка к домашним обязанностям. Он должен знать свое место в семье, свою роль среди родных. Ребенок должен уметь ставить перед собой посильные задачи и научиться их выполнять.

Рекомендации родителям:

«Как помочь ребенку подготовиться к сдаче экзаменов»

1. В период подготовки к экзаменам создайте дома благоприятную обстановку. Постарайтесь не критиковать ребенка, не повышать на него голос. Если он просит Вас о помощи – помогите, если оставить в покое – оставьте.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей. И если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс:

Физические признаки стресса: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

Эмоциональные признаки стресса: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

Поведенческие признаки стресса: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, занятия должны чередоваться с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут – перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

6. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как курага, рыба, орехи и т.д. стимулируют работу головного мозга.

8. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

9. Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

10. Любой экзамен – серьезное испытание для студента. Отнеситесь к переживаниям ребенка с пониманием, поддержите его. После экзамена проанализируйте вместе пережитую ситуацию, обсудите допущенные просчеты и ошибки, похвалите за удачные решения.

И помните: самое главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить условия для занятий.