Как следует относиться к своему ребенку:
Успехов Вам в общении с вашими детьми!
Каких фраз стоит избегать при общении с ребенком:
Что слышит ребенок: «Ты скоро понесешь наказание, но я тут ни при чем. Хохо!»
Почему не стоит так говорить: сразу признаем, что возможности справиться с ситуацией у нас нет; создаем другому взрослому не самый приятный образ.
Что слышит ребенок: «Все твои вещи на самом деле мои. И вообще - если будешь уходить из дома, вещи не бери».
Почему не стоит так говорить: детей пугает такой подход; в этот момент показываем ребенку, что материальные ценности для нас важны, а вот эмоциональное состояние других людей - уже меньше.
Что слышит ребенок: «Блин, они мне - всю жизнь, а я не выполнил поручение. Да еще и злюсь на них. Со мной точно что-то не так».
Почему не стоит так говорить: нагружает ребенка гигантской ответственностью за жизни и здоровье близких людей; представляет взрослых великодушными альтруистами, на фоне которых провинившийся ребенок выглядит злодеем.
Что слышит ребенок: «Впереди мрак. Ты неудачник. У тебя ничего не получится».
Почему не стоит так говорить: ребенок перестает верить в себя.
Что слышит ребенок: «Я неуклюжий и руки у меня неправильно выросли. Не буду больше пытаться».
Почему не стоит так говорить: не даем ребенку шанса попытаться, а потом либо научиться, либо самостоятельно попросить о помощи; выбиваем из рук ребенка инициативу, выставляя его беспомощным.
Что слышит ребенок: «Я не дотягиваю, я недостаточно хорош. Правильный ребенок принес бы пятерку».
Почему не стоит так говорить: ребенок старался, а мы с порога, не разобравшись, довольно болезненным образом критикуем.
Что слышит ребенок: «Я не нравлюсь маме. Все из-за проклятого реферата. Ненавижу все уроки!».
Почему не стоит так говорить: влияем на его самооценку и самовосприятие; часто детям нелегко сделать требуемое из-за недостаточно сформированных навыков или усидчивости и к лени это не имеет отношения.
Что слышит ребенок: «Кто сильнее, тот и прав».
Почему не стоит так говорить: запугивание - сильное средство, демонстрирует, что по-другому у нас не получается. Попросишь – не слушается. Объясняешь – не слышит. Не сработает и в этом случае, ребенок не верит.
Как следует относиться к своему ребенку:
Успехов Вам в общении с вашими детьми!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: важность
Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна, т.к. наркомания - опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни: все это спутники наркомании. Порядка 70% ВИЧ-инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. Средний возраст наркоманов около 30 лет, т.е. это люди детородного возраста, наркомания - это угроза выживанию нации. Наркоманию легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение наркомании часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с наркоманией, но эта цель достигается не всеми.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: семья
Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Важнейший момент - пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики - 14 лет. К этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Такая тактика делает ребенка незащищенным перед соблазнами. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.
Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал неправильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются, и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье.
ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотики. Если Вы обнаружили их, следует насторожиться.
Основные признаки:
§ следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);
§ наличие у ребенка (подростка) свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;
§ наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов;
§ тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;
§ папиросы (особенно «Беломор») в пачках из-под сигарет;
§ расширенные или суженые зрачки;
§ нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя.
Дополнительные признаки:
§ пропажа из дома ценных вещей, одежды и др.;
§ необычные просьбы дать денег;
§ лживость, изворотливость;
§ телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
§ проведение времени в компаниях асоциального типа;
§ изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;
§ снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;
§ увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
§ изменение аппетита;
§ нарушение сна (сонливость или бессонница);
§ утомляемость, погруженность в себя;
§ плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность;
§ невнимательность, ухудшение памяти;
§ внешняя неопрятность;
§ покрасневшие или мутные глаза.
Советы родителям
по снижению риска употребления наркотиков ребенком:
1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него - способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что сможет с вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о наркотиках, последствиях их употребления. Родители знают своих детей лучше, чем кто-либо, особая родительская интуиция (ею обладают очень многие) позволяет почувствовать самые незначительные изменения, происходящие с их сыновьями и дочерями. При малейшем подозрении, что ребенок употребляет наркотики, необходимо сразу же поговорить с ним. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.
4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать ситуацию «на самотек» – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, ВЫХОД ЕСТЬ! ПОМНИТЕ, что ВЫ НЕ ОДНИ в решении этой проблемы!
Информация к размышлению
для родителей
Типичные способы воздействия |
Негативный результат воздействия на развитие личности |
приказы, команды, угрозы, распоряжения |
данные способы воздействия подавляют чувство собственного достоинства и инициативность; демонстрируют недоверие и неприятие личности; вызывают чувства гнева, страха и покорности; провоцируют выражение враждебности и сопротивления, пассивности и равнодушия |
морализирование, наставления, проповеди, поучения |
подобные сообщения опираются на власть внешнего авторитета и долга, игнорируя личность и ее потребности; актуализируют чувство вины и неуверенности; провоцируют закрепление комплекса неполноценности и личной некомпетентности; обесценивают факты и идеалы, если преподносят информацию очень навязчиво |
советы, предложения, готовые варианты поведения |
данные высказывания демонстрируют недоверие к умению самостоятельно решать проблемы; провоцируют формирование инфантильности, безынициативности и несамостоятельности в реализации собственных решений и идей; вызывают ощущение непонимания личности |
критика, сравнения, оценивание, осуждение, ругань |
подобные высказывания способствуют формированию заниженной самооценки и комплексов неполноценности; провоцируют чувство злобы, ненависти, страха, ощущение собственной неадекватности |
поощрение, публичное одобрение, положительное переоценивание |
наряду с функциями поддержки в решении проблем, такие действия несут тенденцию инфантилизма личности; вырабатывается зависимость от положительного мнения окружающих; похвала часто воспринимается, как попытка манипулировать, вызывает чувство дискомфорта у того, кого хвалят; формирует чувство неполноценности у тех, кто находится рядом и не соответствует данным стандартам |
Ребенок – родителю:
- Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших «побед».
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком большое внимание.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.
- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью…
Несколько правил, которые помогут уберечь ребенка
от наркотиков:
- Устанавливайте с вашим ребенком тесный эмоциональный контакт. Не прячьте вашу любовь глубоко внутри, проявляйте свою симпатию.
- Следите за тем кругом общения, в котором находится ваш ребенок. При необходимости ограничивайте его контакты с подозрительными субъектами.
- Не бравируйте выпивкой и другими вредными привычками на глазах у ребенка. Показывайте ему пример собственной силы воли и умения себя сдержать.
- Научитесь слушать своего ребенка. Все, что он вам говорит, внимательно проводите через сознание, показывая ему последующим частичным пересказом, что вы его действительно с любопытством слушали. Не перебивайте, но между делом или после разговора задавайте наводящие вопросы, комментируйте его рассказ.
- Показывайте своим примером бережное отношение к здоровью, не проявляйте вредные привычки.
- Любите и уважайте вашего ребенка. Позволяйте ему проявлять свои чувства. Не прерывайте его искренних, пусть даже бурных реакций.
- Старайтесь, чтобы у вашего ребенка не было причин для скуки и тоски. Если он сам не в силах найти для себя предмет увлечения, постарайтесь поискать что-нибудь совместными усилиями.
- Больше проводите с ним времени.
- Постарайтесь научить ребенка тому, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться, то есть воспитывайте его сдержанность, терпение и силу воли.
- Проводите беседы о вреде наркотиков и алкоголя. Создавайте теоретическую базу противостояния «зелью». При этом подтверждайте теорию практикой – сами не злоупотребляйте алкоголем.
- Повышайте самооценку ребенка. Воспитывайте в нем осознание собственной индивидуальности, неповторимости и уникальности, чтобы он умел быть твердым и непокладистым в нужных ситуациях.
- Приобщайте ребенка к домашним обязанностям. Он должен знать свое место в семье, свою роль среди родных. Ребенок должен уметь ставить перед собой посильные задачи и научиться их выполнять.
Рекомендации родителям:
«Как помочь ребенку подготовиться к сдаче экзаменов»
1. В период подготовки к экзаменам создайте дома благоприятную обстановку. Постарайтесь не критиковать ребенка, не повышать на него голос. Если он просит Вас о помощи – помогите, если оставить в покое – оставьте.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей. И если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
4. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс:
Физические признаки стресса: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
Эмоциональные признаки стресса: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
Поведенческие признаки стресса: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, занятия должны чередоваться с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут – перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
6. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как курага, рыба, орехи и т.д. стимулируют работу головного мозга.
8. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
9. Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
10. Любой экзамен – серьезное испытание для студента. Отнеситесь к переживаниям ребенка с пониманием, поддержите его. После экзамена проанализируйте вместе пережитую ситуацию, обсудите допущенные просчеты и ошибки, похвалите за удачные решения.
И помните: самое главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить условия для занятий.